Тотальная фискализация МСБ: кто из ФОПов пострадает больше всего

Тотальная фискализация МСБ:
кто из ФОПов пострадает больше всего

Борис Эмельдеш
президент Всеукраинской профессиональной ассоциации предпринимателей

Новые изменения законодательства для малого и микробизнеса: можно ли вводить тотальную фискализацию и повлияет ли это на теневые схемы.

Более 20 лет назад, когда была введена упрощенная система налогообложения, предусмотрена возможность быстрого открытия и закрытия ФОП, частные предприниматели наконец вздохнули спокойно. К сожалению, такая жизнь продержалось не очень долго.

Сейчас государственные органы пытаются ввести тотальную фискализацию 2 и 3 групп плательщиков единого налога (предусмотрено законом №129-IX), которая приведет не к оптимизации контроля и порядка, которых стремится достичь власти, а массовых нарушений законодательных норм. Как результат - стране обеспечено резкое уменьшение поступлений в бюджет и увеличение уровня коррупции.

Изменения в законодательстве для ФЛП

Из основных изменений в законодательстве, на которые нужно обратить внимание, особенно выделяются:

- объединение отчётности;
- РРО (кассовые аппараты) для всех упрощенцев 2 и 3 групп;
- увеличение штрафов.

Начнём с того, что с 1 ноября 2019 года, уплачивать ЕСВ можно только на счета, открытые по стандартам IВАN. Если вы этого не сделали, то будьте добры, заплатите штраф - за несвоевременную подачу расчета для всех единщиков — он теперь составляет 2040 грн. Повторное нарушение влечет за собой ответственность в 4080 грн.

Что же касается объединения отчётности, то 1ДФ (налоговый расчёт того, что было начислено и выплачено физическими лицами) об уплаченной сумме ЕСВ ФЛП первой и второй группы, предприниматели должны подавать раз в месяц. Сейчас подобная отчетность подается раз в квартал.

Также все ФЛП, кроме 1 группы, с 2021 должны будут использовать РРО.

Проблема в том, что предпринимателей, зарегистрированных под КВЭД 1 группы немного. Большинство пользуется услугами или постоянных работников, или фрилансеров. А это автоматически переводит их из 1 группы в 2-4. Также мало у кого получается вписываться в установленные государством лимиты. То есть работать на упрощенной системе без обязательных РРО получится у единиц.

В течение 2020 кассовым аппаратом могут не пользоваться те, чей объём прибыли не превышает миллион гривен.

Уже с октября 2020 обязательная фискализация будет распространяться на предпринимателей, которые реализуют:

- товары или услуги через Интернет;
- технически сложные бытовые товары с последующим гарантийным ремонтом;
- лекарственные препараты;
- ювелирные изделия;
- подержанную продукцию;
- путёвки;
- текстиль (кроме реализации за наличные средства на рынках)
- деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания;
- детали и принадлежности для автотранспортных средств.

А с 1 января 2021 года абсолютно все налогоплательщики 2-4 категории, зарегистрированные на упрощенной системе налогообложения - будут фискализированы. То есть исчезнут упрощённые условия работы даже для тех немногих ФЛП, которые упомянуты выше.

Какие последствия могут иметь предлагаемые изменения

Проанализировав системы налогообложения и законодательную базу, касающуюся работы частных предпринимателей в разных странах мира, можно сделать несколько выводов:

- украинская упрощённая система не является уникальной, такая практика наблюдается почти во всех странах мира;
- тотальная фискализация отсутствует во всех развитых странах Европы;
- всегда есть значительные исключения для малого и микробизнеса;
- упрощённая система налогообложения является основой развития успешного малого и среднего бизнеса во всем мире;
- главным в реформах систем налогообложения обычно становится не увеличение контроля государства, а дифференциация видов бизнеса.

То есть в нашей стране власть решила пойти совсем не тем путем, который используют успешные государства. В новом законодательстве повторяются ошибки постсоветских соседей, вроде Грузии, где после введения почти тотальной фискализации начались массовые нарушения, нормами законов пренебрегает большинство частных предпринимателей.

Для Украины представляется целесообразным взять в качестве примера опыт более развитых стран: 

  1. Литва - упрощённая система налогообложения вводилась в соответствии с либеральной моделью (ФЛП, который получает не более 300 000 евро в год и имеет до 10 рабочих, платит 5% прибыли в государственный бюджет).
  2. Эстония - малый бизнес получает автоматическое списание налогов, если выполняет определённые требования государства.
  3. Польша - на упрощенной системе находятся ФОПы с прибылью до 6,5 млн. грн в год и фискализация не распространяется на 49 видов товаров и услуг.
  4. Германия - малый бизнес может не использовать РРО для любых продаж до 460 тыс. грн в год, а предельный оборот упрощенной системы - 16 млн. грн.

Власти этих стран смогла завоевать доверие людей. ФОПы уверены, что государственные органы в любом случае защитят их, потому что именно интересы населения поставлены на первое место.

У нас же такого доверия нет и в ближайшие годы, скорее всего, вряд появится. Именно в связи с тем, что существует слишком большой риск коррупции и отсутствует уверенность в 100%-ной защите, тотальную фискализацию вводить не стоит.

Также в Украине есть еще одна существенная проблема - нет никаких расчетов социально-экономического эффекта от введения новых изменений в законодательство. Когда принимались законы №128-IX и №129-IX, власть об этом даже не подумала. А как показывает практика Грузии, Таджикистана и других стран - это вредно как для бюджета страны, так и для микробизнеса в целом.

Например, власти Грузии в 2012 году приобрели и бесплатно предоставили предпринимателям около 100 000 кассовых аппаратов на общую сумму более $ 17 млн. При этом фискальный эффект от этого мероприятия был почти незаметным, как отмечает экс-глава фискальной службы Грузии Джаба Эбаноидзе - контрольные мероприятия фискальной службы не давали эффекта, стимулирование покупателей с помощью лотерей оказалось неэффективным. По состоянию на 2019 нормы по фискализации нарушаются массово, о чём указано выше.

Иными словами, о фискализации не надо было бы даже думать до обещанной институциональной реформы Фискальной службы и внедрения стандартов оценок её деятельности и эффективности (KPI). Если появится хоть какая-то положительная динамика - тогда можно рассматривать различные международные стандарты контроля за деятельностью ФЛП.

Нашей власти недостаточно негативного опыта постсоветских стран, в которых строгость законов компенсируется НЕобязательностью их исполнения и приводит к расцвету нарушений и коррупции.

Европа и Америка же стимулирует малый и микробизнес выгодами, а не штрафами. Там контроль вводят исключительно в отношении тех, кто злоупотребляет упрощёнными режимами, а метод "ковровых бомбардировок" не используется. Нужно дать малому и микробизнесу спокойно развиваться - только это принесет положительный результат для страны в целом.

Источник: finance.liga.net

 
Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий
captcha