Страсти вокруг РРО

Страсти вокруг РРО: когда заработает тестовый режим

Дата запуска программных РРО в тестовом режиме до сих пор остается дискуссионным вопросом. С одной стороны, президент своим указом обязал до нового года разработать программное решение и предоставить возможность налогоплательщикам его тестировать. С другой — глава ГНС Сергей Верланов сместил эти сроки на месяц. По его словам, налоговая представит прототип бесплатной программы РРО в смартфоне до февраля 2020 года.

Когда программные РРО станут доступными для пользователей и чем инновация интересна для финансовых учреждений — обсудили участники конференции FinRetail-2019.

Изменение подходов

Законы №128-IX и №129-IX кардинально изменили подход к регистраторам расчетных операций. Процесс фискализации полностью перенесен с классического кассового аппарата в фискальный сервис налоговой службы. Благодаря этому устраняется ряд вопросов к работе РРО.

«Программный РРО только создает проект чека и передает его в налоговую. Фискальным чек становится только после регистрации на фискальном сервере налоговой службы и получения соответствующего номера», — уточняет директор департамента обслуживания налогоплательщиков ГНС Наталья Калениченко.

Положительно по поводу внедрения программных РРО высказался советник премьер-министра Украины Игорь Дядюра. Он считает удачной идею замены габаритных кассовых аппаратов на РРО в смартфоне. Ведь это значительно удобнее и для крупных магазинов, и для мелких предпринимателей.

Недовольство эксперта вызывает предложенный механизм «кешбека». Он предусматривает, что покупателям будут возвращать средства за покупку, если те обнаружат нарушения при выдаче чека. «Мы получили «кешбек» в искалеченном виде. Изначально он был совсем другим. За пределами системы оказались потребители, которые покупают товар на сумму менее 850 грн», — подчеркнул он.

Иного мнения относительно «кешбека» придерживается член Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций в сфере торговли Олег Новосельцев. Он отметил, что количество субъектов хозяйствования, которые используют кассовые аппараты, в разы превышает штат налоговых инспекторов. Поэтому держать все под контролем и регулярно осуществлять ревизии — сложно. Поэтому остается надеяться на граждан.

«Обращения граждан, как и поручение правительства, являются главными основаниями для фактических проверок. Учитывая это, в механизм «кешбека» заложена хорошая логика – получение отзывов от покупателей. Каждый чек должен быть в базе ГНС», — убежден Олег Новосельцев.

Внедрение программного РРО — это еще одно подтверждение перехода налоговой от фискальной к сервисной модели работы. Таким видением поделился эксперт комитета по развитию предпринимательства СУП Мирослав Лаба. 

«Мы часто слышим, что налоговая — это сервисная служба, которая предоставляет бизнесу услуги. Теперь у бизнеса есть выбор. Кто-то может пользоваться имеющимися у него кассовыми аппаратами. Сторонники же автоматического обмена информацией с налоговой службой будут применять программные РРО. То есть бизнес будет выбирать себе тот механизм, который для него максимально удобен в использовании и доступен по цене», — констатировал Мирослав Лаба.

Успеть нельзя отсрочить

Если преимущества и недостатки программных РРО более-менее понятны, то главной интригой остается дата внедрения тестового режима. В том, что это невозможно сделать вовремя — с 1 января 2020 года — уверен Игорь Дядюра.

Среди основных причин эксперт называет:

  • наличие ряда нерешенных технических вопросов. В частности, до сих пор не понятно, как будет работать режим офлайн;
  • отсутствие нормативной базы. Документы должны появиться в январе-феврале, а программные РРО обещают до нового года.

Тем не менее, работа над программным обеспечением для использования новейших РРО продолжается. Как сообщила представитель налоговой, на сегодня в ГНС есть два программных интерфейса (API). Также есть платежные системы, которые уже воспользовались средствами API, то есть интегрировались с фискальными серверами и тестируют программу. Однако впереди — ряд важных задач. 

  • Бесперебойность. Для обеспечения работы 24/7/365 налоговая служба имеет необходимое оборудование. Кроме того, рассматривается возможность размещения сервера с 19 апреля следующего года еще и в коммерческих дата-центрах.
  • Офлайн. Существует два подхода для обеспечения работы в режиме офлайн. Но прежде всего нужно решить, как защитить продавца от недобросовестных конкурентов. У ГНС есть виденье по этому поводу и ждет согласования своих предложений с Минфином.
  • Нормативка. ГНС подала свои предложения в Минфин и надеется, что в ближайшее время будут обнародованы проекты документов. На их обсуждение отводится месяц, после чего их должны принять. 

Только при наличии всей нормативно-правовой базы, можно будет на 100% доработать программное обеспечения для РРО», — подчеркнула специалист ГНС.

С определенной проблематикой вполне согласился начальник отдела фактических проверок, контроля за наличными операциями ГНС Юрий Ярмоловский. Выделяя ключевые моменты, он отметил, что абсолютно все сервисы, предложенные в контексте внедрения программного РРО, должны работать. Как минимум, необходимо реализовать регистрацию тех объектов налогообложения, которые используются в хозяйстве и включены в форму 20-ОПП.

Кроме того, важно, чтобы АРІ, как программное обеспечение, содержало необходимые параметры для обеспечения корректной передачи информации при реализации этих сервисов. 

«Еще один проблемный момент — это переход из онлайн режима в офлайновый. Как это будет происходить и сколько придется покупателю ждать квитанцию, остается неясным», — добавил эксперт.

РРО-перспективы для финучреждений

Программные РРО раскрывают большие возможности для предоставления дополнительных услуг. К кругу заинтересованных данной новацией лиц, кроме работников налоговой и ІТ-индустрии, также входят банковские учреждения.

«Много банков и платежных систем принимают участие в пилотном проекте по применению новейших моделей РРО и предоставляют свои предложения. Например, рассматривается возможность регистрации кабинета или электронного «кармана» плательщика. Там будут храниться все электронные чеки. Их при необходимости можно будет развернуть и предъявить, скажем, в службу защиты прав потребителей. Также полезные услуги, такие как сочетание товарных чеков и платежных транзакций, можно предложить мелким ФОПам. То есть у банковских ІТ-специалистов есть неограниченные возможности для предоставления новых и удобных услуг при использовании электронного чека», — поощрила к сотрудничеству Наталья Калениченко.

Ирина Рыбницкая

Источник - Минфин

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий
captcha